И если просто написать, что-то про особенные методы психологии или модной в наше время нейропсихологии, то это будет неполный разговор. Так, по верхам.
Я же хочу затронуть проблему низкого уровня образования глубже.
И начать с уродливой системы современного образования. Не заинтересованной в качестве своего "продукта". Которым является хорошо образованный выпускник школы или вуза. Тут можно, конечно, развернуть тему оболванивания населения и какого-то планомерного его отупления. Но если это и так, то для нас должно быть более актуальным то, что в настоящее время мы, родители, можем влиять на то, какое образование получают наши дети. И на то, каким образом противостоять этой программе отупления и сформировать у детей прочное научное мышление.
И вот я подошла к основе мотивации, а именно к понятию "научное мышление". Что это такое? Это мышление, которое способно опираясь на имеющиеся знания, познавать мир, делать предположения, ставить задачи и их решать. Это мышление, которое основывается на операциях анализа и синтеза. Это не тот набор разноплановых историй, который, например, содержится в учебнике Окружающий мир. Это постепенное систематическое накопление знаний, связанных между собой основной линией.
И вот теперь я отвечаю на вопрос, к чему вся эта тема с научным мышлением. А к тому, что нам, людям, более интересно и понятно то, что вытекает из чего-то знакомого. И встраивается в стройную систему знаний. Когда в головах у нас порядок. А не свалка разной информации.
И это основа интереса к учебе. Кстати, в советское время в школах в младших классах преподавали предмет Природоведение. Именно он и был тем самым первичным источником систематического развития научного мышления у детей. Теперь его нет. И это очень обеднило современное образование.
Идем дальше. Теперь стоит поговорить о психо физиологических основах учебной мотивации.
И речь пойдет о своевременности и кризисе школьника.
Пока этого кризиса не случилось, речи об учебной мотивации не может быть. Она может быть поисковая, игровая, соревновательная, а еще может возникать мотивация избегания наказания и неудачи. Но вот именно учебной мотивации без школьного кризиса быть не может. Почему?
Потому что не произошел тот самый переход из одного социального состояния в более передовое и более высоко организованное состояние. А именно в состояние школьника. Как новой личности, настроенной на познание.
Этот кризис хоть и не такой бурный, как, например, кризис трёх лет, но для наблюдательных родителей не останется незамеченным. Дети в это время перестают быть непосредственными. Они начинают осознавать свое несовершенство. И появляется интерес к получению знаний и информации вообще. Они меньше двигаются, предпочитают игры за столом. Хотят научиться читать. Много задают, так сказать, небытовых вопросов. И вот если этот кризис случился, то тут-то и самое время поддерживать и развивать в детях учебную мотивацию.
Теперь третий момент. И это семья. Вернее, семейные отношения. Традиции. Интересы. Есть ли в доме любящая атмосфера. Есть ли поддержка. Есть ли семейные интересы к научной деятельности. Нельзя говорить об учебной мотивации тогда, когда в семье нет интереса к познанию. Когда образование детей рассматривается как необходимое условие, как получение бумажки для дальнейшего продвижения по социуму. Не более. Когда главное для родителей, чтобы их ребёнок двоек не получал. А что там ему за темы задают - не интересно.
Итак, я понимаю, что тема учебной мотивации очень обширна. В одной статье ее полностью не раскрыть. Но я постаралась дать начальное основное направление для размышлений.
И еще раз. В наше время наши дети нужны только нам и военкомату. Стоит об этом задуматься.
Автор публикации Фомина Юлия Вячеславовна. Психолог практик со стажем более двадцати лет.
Если вы испытываете проблемы связанные с развитием или воспитанием детей, можно перейти по ссылке vk.com/club187317620 и обратиться к ней за консультацией в личном сообщении. (ссылка)